Обучение (6)
Пререйти на заглавную страницу

GPS – ориентирование

GPS - ориентирование – сравнительно молодой вид ориентирования, появившийся вместе с GPS-приемниками.

Что может GPS-приемник?
Он может определить координаты места, где вы в данный момент находитесь. А если вы введете в него координаты еще какой-нибудь точки, то он сможет определить расстояние до нее и направление (азимут). И всю эту ситуацию отразить в масштабе на экране. А если GPS приемник «продвинутый», то непосредственно на карте местности, которая видна на экране. Вот этими главными особенностями GPS и пользуются при ориентировании.

В чем заключается задача участника соревнований и как ее выполнить?
В идеале задача предельно проста. Загрузить в GPS координаты искомой точки, определить направление и расстояние до нее, поехать и найти. Но если бы так и было, то было бы совсем неинтересно.

Начнем с загрузки.
Существует много стандартов геодезической системы (датумов), в которых работают GPS-приемники. Для России это: “Пулково” и “WGS 84”. Большинство приемников изначально работают в датуме WGS 84.
Так или иначе, узнайте перед стартом, в каком датуме представлены координаты контрольных пунктов (КП). Или узнайте точные координаты лагеря (или какой-то его точки) и сравните их с показателями вашего GPS. Если вы этого не сделаете и уйдете на дистанцию в другом датуме, то будете всегда искать КП примерно в 300м от их истинного расположения (разница датумов). Если обнаружится несоответствие – следует непосредственно в приемнике изменить датум. Либо каким то способом учитывать эту ошибку.

Как загружать точки:
Как правило, перед стартом выдается листок, на котором столбиком написаны номера КП и их координаты. Участнику остается сесть в укромном уголке и, следуя инструкциям к GPS, забить точки в приемник. Если же точек много, то организаторы могут оказать услугу: слить координаты точек из своего компьютера - в Ваш. Но уметь нужно и то, и другое. И желательно быстро и точно.

Движение по маршруту:
Как правило, соревнования по GPS-ориентированию заключаются в следующем. Вам известны координаты какого-то количества контрольных пунктов. Необходимо найти их как можно больше за отведенное время. Или все за минимальное время. В любом порядке или в определенном. Это уже как скажут организаторы. Но в любом случае нужно выбрать оптимальный маршрут. Выбор оптимального маршрута, наверное, самый важный момент в ориентировании. Именно на нем можно или выиграть, или проиграть. Ибо остальные действия (загрузка КП и непосредственный поиск) все делают примерно одинаково. Забив КП в GPS мы уже видим на экране схему расположения КП на местности и можем прикинуть, как двигаться между ними по кратчайшему расстоянию чтобы получилось быстрее… Но получится ли? Если бы мы ездили по бескрайнему ровному полю, то да! Езжай по прямой и все получится… В реальности же местность изобилует реками, ручьями, болотами, лесами, перелесками, оврагами, всякими ж/д дорогами и пр… А все это – препятствия для прямолинейного движения. И чем раньше вы их обнаружите, тем лучше. Если карта уже есть у Вас на экране – хорошо. Если нет, то нужно попытаться перенести расположения КП с экрана GPS на бумажную карту. Можно это делать с помощью азимутов, расстояний и масштаба. А можно и просто «на глазок» - сравнивая картинку с экрана и карту. В итоге в мозгу появятся фразы типа: «Ну, этот КП где-то на том поле, а этот где-то за тем лесом, а тот – на другой стороне реки… а где мост?...». Вот уже и вырисовывается маршрут движения со всякими объездами. Причем, обнаружив по карте эти объезды, может оказаться, что тот порядок взятия КП, который Вы планировали заранее, уже не кажется оптимальным. И правильнее будет – изменить порядок прохождения КП.

По поводу карт, закачанных в GPS:
- Во-первых, они могут быть менее точные, чем бумажные карты, выданные организаторами.
- Во-вторых, они могут быть «привязаны» не совсем точно. И, следовательно, ваше местоположение будет показано с ошибкой.
GPS также часто «глючит» в густом лесу. Тем более заснеженном. Учитывая все это, не забывайте про бумажную карту. Пользуйтесь ей. Контролируйте свое движение по ней. Это полезно.

О бумажных картах:
Организаторы могут их выдать перед стартом, а могут и не выдать. Обзавестись хорошей, точной, подробной бумажной картой – Ваша задача. В крайнем случае сойдет атлас области. Могут также быть полезны снимки местности из космоса.
Если же такое сложное ориентирование не для Вас, у Вас есть простейший GPS, нет никакой тактики, а лишь желание попасть из одной точки в другую, не отчаивайтесь. Определите по карте, где Вы в данный момент находитесь. Посмотрите по GPS – куда надо ехать. Заметьте это направление по карте. И езжайте!!! Пока не упретесь в какое-нибудь препятствие. А там опять определитесь по карте – с какой стороны «это» лучше объехать… и так далее… Оказывается, что и в GPS – ориентировании нужно уметь читать карту. Научиться этому можно в разделе «Обучение. Ориентирование по карте».
Подъехав к району КП, меньше смотрите в карту и больше в GPS и по сторонам. Следите за расстоянием и направлением. Помните, что GPS на большой скорости «тупит», и Вы можете просто «проскочить» КП.
Найдя КП, сделайте необходимую отметку и следуйте по дистанции дальше. Если Вам нужно зачем-то постоять, то не делайте это рядом с КП. Чтобы не «светить» его для соперников.

Способы усложнения задачи:
Когда участники достигают высокого уровня подготовки, и им становится скучным «простое» GPS – ориентирование, организаторы усложняют задачу. Усложнить задачу участникам и создать им проблемы организаторы могут на любом этапе. И во время загрузки точек, и во время прохождения дистанции.
Например, координаты точек могут задаваться в разных датумах. И нужно уметь в полевых условиях переходить из датума в датум для правильного определения местоположения КП.
А бывает, местоположение КП задается не в координатах GPS, а в азимутах и расстояниях. Причем азимуты могут быть в магнитном и географическом склонениях. И ищи как хочешь…
А бывает, для нахождения координат нужно совершить такие арифметические и геометрические действия, что и Пифагор бы застрелился.
Еще прикол – задание точек с неопределенными координатами. К примеру: одной широтой или долготой. Или удалением от известной точки с оговоркой, что все точки на дорогах. Это сводит их поиск к прочесыванию всех дорог, пересекающих вектор возможного нахождения КП.
Но, справедливости ради, нужно отметить, что так «издеваются» над штурманами только в автомобильном GPS – ориентировании, где в распоряжении штурмана не простой GPS – приемник, а сложная навигационная система на основе ноутбука и всякие другие «прибамбасы».
Для простого ориентирования - и усложнения попроще. Например:
Листки с координатами нужно еще где-то искать… Например на других КП. Это называется: «Ориентирование со «скрытыми», или «открывающимися», или «бонусными» КП».
Или бывают ложные КП. Они стоят на виду, как мухоморы. А нужный КП спрятан в сорока метрах в кустах...

В общем, каждый организатор, издевается, как может. Впрочем, обо всем этом можно узнать заранее.
Таким образом, GPS – ориентирование – увлекательное, интересное приключение, где нужно и ездить быстро, и головой думать. И окрестности посмотреть, и с людьми хорошими пообщаться.

До встречи на соревнованиях!!!

Ваш CrazyShturman.
 
 
Rambler's Top100       Каталог Авто Сайтов и Авто Новостей! AutoBN.RU
 
  4X4.NET.RU   Экстремальный портал VVV.RU