Обучение (6)
Пререйти на заглавную страницу

Стартовать, чтобы побеждать!!!

Практические советы для штурмана - участника соревнований по ориентированию на внедорожниках.

      Прошли те времена, когда соревнования по ориентированию на внедорожниках были похожи на экспедиции Миклухи Маклая. Когда хорошим результатом считалось простое возвращение целым и невредимым из леса (к утру понедельника). Сейчас и карты лучше, и дистанции интереснее. Да и класс подготовки участников значительно возрос. Ориентирование становится искусством. Скорости в гонке возрастают. Результаты участников на финише уплотняются. В современных соревнованиях при многочасовой гонке считанные минуты, а то и секунды разделяют участников на финише! Как достичь хорошего результата? Как опередить соперников? Как стать победителем? Эта статья поможет Вам найти ответы на эти вопросы …
      Я, Crazy Shturman, Воробьев Дмитрий, имею большой опыт участия во многих соревнованиях по ориентированию. Мне хотелось бы поделится с Вами своим опытом и дать несколько советов.
      Сразу признаюсь: не существует одного большого совета: "Делай так! И выиграешь!" Все нижесказанное - лишь маленькие добавочки к Вашим знаниям, опыту и Силе Духа. Но, может быть, именно они сделают Вас сильнейшим.
      Здесь все вместе: ориентирование по карте и по легенде, ночное и дневное, летом и зимой. Единственное что, я постараюсь сохранить хронологию. Подготовка к соревнованиям - Старт - Гонка - Финиш - Итоги.

Подготовка к соревнованиям.

      Начать подготовку нужно еще дома. Заранее. За несколько дней. Район проведения соревнований, как правило, известен. Известно и место лагеря. Нужно взять общедоступную карту (атлас М.О.) и найти место лагеря. Зачем? Чтобы знать: а что Вас вообще ждет? Что находится вокруг лагеря? Поселки, дорожная сеть, реки, болота, торфяники, сосновый лес или березовый - следовательно, преобладающая почва. Леса или поля. Много ли асфальта. Холмы или равнины. Овраги - следовательно ручьи. А если еще и за окно посмотреть… Снег. Сушь. Половодье. Оттепель. Дожди. Мороз… Вся эта информация подскажет Вам, как подготовить автомобиль, какую надеть резину, какое взять оборудование, одежду, обувь, снаряжение…
      Был случай, когда ребята потеряли полтора часа на дистанции и лишились первого места в этапе Кубка России только из-за того, что забыли взять из дома резиновые сапоги!

Регламент.

      Очень полезный документ! Регламент - это закон соревнований! Его нужно изучать… И изучить! Практически наизусть! Чтобы точно знать, на что ты имеешь право, а на что нет. Что тебе запрещено делать, а что нет. Какие действия пенализируются и как! За что ты получишь штрафные очки, а за что - дисквалификацию! Сиди и думай! Моделируй различные ситуации! Самые немыслимые… И решай. В какой из них как тебе выгодней поступить. Где-то сэкономить время, но заработать штрафные очки, а где-то : "черт с ним, со временем, зато по нулям!" В гонке эти занятия помогут тебе принять быстрое и правильное решение практической задачи. Например: тратить время на взятие этого КП или нет? Взять еще один КП или ехать сразу на финиш? Какие пункты брать сначала? Ближние или дальние? Дорогие или дешевые? К тому же, как и во всяком законе, в регламенте иногда есть лазейки. Ими можно воспользоваться…
      Был случай: в одних очень крупных соревнованиях Организаторы просто забыли прописать в регламенте пенализацию за превышение нормы времени! В итоге, пришлось победу отдать тому, кто взял все КП с превышением нормы времени… (Хотя я лично считаю это решение неправильным).
      Так что изучайте регламент. И особо обратите внимание на норму времени. Помните, что следить за нормой времени - это Ваша забота. Поэтому, не забудьте взять с собой часы.
      Еще в регламенте можно вычитать много полезных советов. Например, взять трос или дополнительную веревку. Фонарик, аптечку, или средство от комаров (к примеру ). А бывает и запас еды и воды на 3 суток! Организатор, он же не дурак! Он плохого не посоветует! Ему ведь тоже проблемы с Вами не нужны!!! Кстати, поинтересуйтесь: а эвакуация вообще предусмотрена???

Дорога к лагерю.

      Итак, мы едем в лагерь. Подъезжая к району проведения соревнований, снижаем скорость и начинаем поглядывать по сторонам. Где какой лес? Где какие дороги? Дорожки? Тропинки? Какова проходимость? Чистые ли просеки? Вообще лес ухожен или захламлен? Где какая почва? На холмах? В низинах? В ручьях? В бродах? Где ближайшая АЗС? Магазин "Запчасти"? Вдруг понадобится? И чем ближе к лагерю, тем внимательнее смотрим!!!

Лагерь.

      Ну вот мы и прибыли в лагерь! Радостные лица участников! Суета организаторов! Шум, радость, веселье! Однако… И к тем, и к другим стоит присмотреться…

Участники.

      Если участников много, на трассе может случиться толчея. Если мало - случись чего - не доорешься. Много монстроподобных машин - разобьют дорогу. Однако можно рискнуть сунуться в болото. Если чего - выдернут. Если же большинство - стандартные "Нивы" - сидеть тебе в этом болоте до морковкиного заговенья… Вся эта информация может повлиять на выбор пути. То ли ехать за всеми, то ли своим путем. По воде, али по суху… Еще можно посмотреть: участвуют ли сильные спортсмены. Запомнить их машины и номера. Встретив их на дистанции, можно предположить, что они едут правильно. И сделать выводы. Однако следует помнить, что способность к ориентированию не связана напрямую с размером колес…

Организаторы.

      "А судьи кто???" Резонный вопрос. Кто организует соревнования? Ответив на один этот вопрос, вы ответите и на остальные:

  • Насколько хороша организация?
  • Какая концепция соревнований?
  • Насколько проходима дистанция? Насколько она интересна или тупа?
  • Будет ли четкое судейство?
  • Насколько точны карты и легенды?


  • Цитата из Интернета:
    Обещали ориентирование, а получилось трофи!
    - Так Вы же знали, что организатор - "……" - чего же Вы теперь жалуетесь?

          А еще неплохо бы узнать: на чем ездит начальник дистанции (человек, который придумывает и ставит дистанцию). На монстре или на "Ниве"? Машина влияет на психологию водителя. Одни подсознательно считают правильным путь напрямую через болото, другие вокруг - посуху…
          Также обратите внимание на парк машин организаторов. Можно ли надеяться на скорую эвакуацию. От этого тоже может зависеть выбор пути…

    Брифинг.

          Брифинг, как и регламент, - очень полезная вещь! На нем Вы узнаете последние новости, дополнения и изменения в регламенте. Услышите полезные советы… На брифинге нужно быть обязательно!!!
          Кроме того, на брифинге нужно обязательно узнать:

  • Способы экстренной связи с организаторами
  • Не изменяется ли норма времени
  • Как выглядит КП (чтобы знать, что искать)
  • Где находится КП (бывало, что и на верхушке дерева)
  • Как и где осуществляется отметка КП (чтобы не разбираться с этим на дистанции).
  • КП берутся на машине или пешком?
  • Какая проходимость на дистанции в данный момент?
  • Нужно ли сдуваться и насколько? (Как правило, организаторы дадут верный совет. Ведь им тоже не нужны Ваши проблемы с эвакуацией.)


  •       Был случай: сильный участник превысил норму времени и был дисквалифицирован. Почему? Слишком сдулся и два раза разбортировался. А ведь на брифинге говорили - асфальта много!

    Жеребьевка

          Жеребьевка - процедура, на которой разыгрывается порядок старта. И становится ясно - кто, за кем и когда стартует. А Вы и посмотрите… Кто перед Вами (экипажей 5), кто после Вас (столько же). На каких машинах? Насколько сильные спортсмены? И главное: может ли Вам это чем-нибудь помочь или помешать?
          Далее. Стартовая минута. Если ранняя - можно успеть проскочить по хорошей дороге и пока пробки не образуются. Но в другой ситуации: дорогу придется торить самому и тыкаться без следов в каждый угол, как слепому котенку. Если поздняя - заранее выбирай объезды и круговые пути. Пусть дальше, зато в пробку не попадешь и в разбитую колею не сядешь… Хотя, в другой ситуации, - едешь по накатанной дороге, как по асфальту. Думать не надо - только КП собирай.
          Стартовый интервал тоже учти. Чем машины стартуют чаще, тем больше вероятность пробок. И сложнее ехать навстречу стартующим…
          Был случай: Стартовали мы. Едем. Вдруг через 1.5 км после старта - неимоверная пробка. Машин 15. И все сидят. Объехать нельзя - снег, целина. Принимаю решение: возвращаться к старту "по встречке" и уходить на дистанцию по другой дороге. Но как? Разъехаться-то нельзя! Целина! Быстро просчитываю: расстояние, средняя скорость, стартовый интервал, какие машины стартуют за мной, их характеристики, возможности… Рискнул! Рванул! Успел! Итог: в призерах.
          А на некоторых соревнованиях жеребьевки вообще нет. Все стартуют в порядке общей очереди. Так ты покумекай - где лучше - там очередь и занимай…

    Ожидание старта.

          Ну вот и начался старт. Кто-то уже на дистанции. Рубится… А ты слоняешься по лагерю без дела… Ну и дурак! (Без обид). Слоняться нужно с целью! С целью побольше узнать о дистанции. Что, где и как происходит. Информаторы? Участники на дистанции, участники в лагере и конечно же организаторы!
          Возьми подсказку: "Звонок другу" называется. Спроси лениво: "Ну как дела?" Может быть и услышишь желанное: "…На втором КП полный п…дец, все сидим..!" Спасибо тебе, добрая душа!
          Потусуйся среди участников, вопросики позадавай наивные … Может, кто чего знает, слышал, по рации опять - же болтают…( и организаторы тоже ).
          Не поленись подойти и к самим организаторам. Вот уж где кладезь мудрости… Чу? Трель телефонная…
    - Але?
    - Да, я!
    - Какой пункт, десятый!?
    - Что значит "с другой стороны"?
    - То есть не к западу от перекрестка, а к востоку?
    Оппаньки!!! Это значит, что пару минут ты уже выигрываешь…

          А еще можно прогуляться вперед по дистанции (куда участники уезжают). Если только это не запрещено! Зачем? Ну все-таки Дистанция! Вдруг засада уже рядом. Или какая развилочка секретная. Пустячок… А может быть полезен…

    Старт.

          Ну вот ты и на старте. Получил карту. Все последние дни, часы, минуты ты собирал информацию. И вот, наконец, настал момент ее использовать. Посмотри на карту, вспомни все, что знаешь. И решай! Какой вариант прохождения дистанции выбрать? Какие пункты брать?…
          А вообще, существуют ли какие-нибудь варианты?
          Да! Чем интереснее дистанция - тем больше вариантов! Чем больше вариантов - тем интереснее дистанция. И чем больше вариантов ты видишь, тем выше твой класс, как спортсмена. Проанализировать каждый, смоделировать прохождение, отметить плюсы и минусы, просчитать риски и выбрать лучший. Это и есть искусство ориентирования! Конечно, в основном, это процесс интуитивный. Но интуицию нужно разрабатывать. В том числе и на собственном опыте…
          А какой путь самый правильный? Тот, который самый быстрый!
          Внимание!!! Быстрый, а не короткий! А время прохождения дистанции зависит, как мы знаем, от протяженности дистанции и от скорости движения. А на них влияют:

  • Места расположения КП (стремитесь выбрать самый короткий путь)
  • Состояние трассы (опасность застрять)
  • Схема движения участников (опасность попасть на встречное движение)
  • Вероятные места скопления участников (опасность попасть в пробку)
  • Сложные, с точки зрения ориентирования, места (опасность заблудится)


  •       Вот этими параметрами приходится оперировать. Проще говоря: хочется проехать поменьше. С максимальной скоростью! И чтобы никто не мешал! Если удастся - ты победитель.
          И еще: всегда помни. То, что ты придумал на старте, это еще не окончательный вариант. Ситуация может измениться в любой момент! Причем мгновенно и кардинально! Непроходимое место. Ошибка в карте. Застрявшие участники. Неисправность автомобиля. Неотмеченная на карте дорога… И все! Все меняется! Меняется тактика, меняется стратегия. Не надо цепляться за прошлое. Типа "Я решил ехать этим путем, и я поеду! Что бы мне это не стоило!" Ориентируйтесь в ситуации. Ориентирование - это не "способность ехать по карте" - это способность быстро ориентироваться в ситуации.
          Был случай: на соревнованиях по ориентированию половина участников засела. В одном месте. Друг за другом. И далее эта толпа так и двигалась по дистанции, мучаясь и откапываясь. А потом ругали организаторов: "Соревнования плохие! Обещали ориентирование, а получилось трофи…" А вот мое мнение! Участники сами превратили ориентирование в трофи. Организаторы поставили их на старте носом в лес - они и поехали. Заехали в яму, где все сидят - и тоже сели. Выбрали на старте самый короткий вариант прохождения - и ползут по нему. А то, что впереди еще 30 таких же - не понимают. Они приехали на соревнования по ориентированию, а ориентироваться не захотели и не стали. И нечего жаловаться! Если хочешь выиграть - нельзя делать "как все"! Крушите стереотипы, предлагайте новые варианты, творите!!! И Вы завоюете победу!!!
          Однако, стартуем. Три…, два…, один…, старт! Не забудь посмотреть и записать время старта. Чтобы на финише не превысить норму времени.

    Движение по дистанции.

          Первое правило: Выигрывает не тот, кто быстрее всех едет, а тот, кто меньше всех ошибается!
          А где больше всего ошибаются? Правильно! В начале дистанции! Следовательно, начинать нужно медленно и осторожно. Вот когда "втечешь" в карту или легенду, вот тогда и разгоняйся (постепенно). А со старта - тапку в пол, земля из-под колес - это "понты", низкий класс.
          Особенно все это заметно при ориентировании по легенде. Как правило, организаторы ловят на этом участников. Старт! Полетели! 1.5 км по асфальту прямо! "Ты лети с дороги птица, зверь с дороги уходи!…" …А потом незаметный съезд с асфальта, 30м направо, 50м налево, 80м тупичок, 20м развилочка… А у нас-то: "Хвост трубой, ноздри горят!!! Давай! Где направо? А что это было? А ч-ч-черт! Пролетели. А где мы вообще?…" Что дальше? Возвращаться на старт и с позором начинать все заново. Хорошо, если со второго раза получится. А то и нет… Время теряется десятками минут. И далее так же. Длинные разгонные перегоны, потом резко суета "в трех соснах". Опять разгон, опять "суета". Разгон - торможение.
          Причем иногда организаторы провоцируют ошибку при смене листа. Например: последняя строчка на листе: "1км. По асфальту прямо до желтого дома - далее прямо". А пилот и рад стараться. Выжимает из машины все, что может. Ну вот и желтый дом. Штурман начинает слюнявить палец, листать страницы, роняет легенду, поднимает, очищает и вдруг обнаруживает, что через 20 м после желтого дома нужно было свернуть с дороги в лес… Уп-п-п-с! А домик-то уже давно скрылся в тумане. Мой совет: смотрите на несколько строчек вперед! Чтобы вовремя затормозить бег своей колесницы…
          Кстати, о возничем. Пилот - весьма интересное существо. Он уверен, что Вы ему мешаете ехать. Он может ехать быстрее, а Вы его тормозите. А поскольку он еще и , как правило, хозяин машины… В общем, Вы так и хотите еще и машину угробить. Эти противоречия нужно решить еще заранее. Еще дома. Кто что делает? Кто за что отвечает? Пилот должен доверять своему штурману. Полностью. Сказал "гони" - гони. Сказал "тормози" - тормози. И не важно, что тебе "кажется". А еще штурман ошибается - имей в виду. И чем больше он нервничает, тем больше ошибается. Поэтому пилот должен создать своему штурману самые комфортные условия. Быть спокойным, не суетиться, не торопить, не упрекать. Точно выполнять все указания. В общем, делать вид, что ему просто приятно кататься по лесу. И при этом ехать максимально быстро и безопасно, насколько это позволяет штурман.
          Штурман, в свою очередь, не должен показывать пилоту свою неуверенность. Даже если он вообще ничего не знает, все равно, команды должны отдаваться четко и однозначно. "Снизить скорость, остановиться, заглушить двигатель: Чапай думать будет…"
          Можно спросить мнение пилота, но все равно решение должен принять штурман. Если потерялся, по моему мнению, лучше вернуться в исходную точку и начать заново. Это лучше, чем "блуждать впотьмах".
          Бывают ситуации, выход из которых неизвестен. Важно не потерять голову и не впадать в отчаяние. Считать это "загадкой организаторов". "Все в равных условиях. Все-то как-то нашли выход! И я найду!" Ориентируйтесь в ситуации!
          Хороший экипаж работает четко и слаженно. Штурман постоянно прогнозирует дорожную ситуацию и говорит ее пилоту. Например, сколько метров до развилки, какая она будет, и куда нужно будет ехать. Непосредственно перед поворотом дублирует свои указания рукой (показывает куда ехать). А то в пылу борьбы и штурман может ошибиться, и пилот неправильно понять слова. Такая, казалось бы, глупая ошибка встречается сплошь и рядом.

    О травмоопасности

          Специфика штурманской работы заключается в том, что он, в отличие от пилота, мало смотрит на дорогу. А все больше в карту или легенду. И не знает, когда машина подпрыгнет, или вильнет, или затормозит. А это чревато травмой. Поэтому, чтобы меньше отвлекаться на дорогу и больше работать с картой и приборами, штурман всегда должен быть пристегнут. И желательно в шлеме. А то так башкой о стойку треснешься, что мало не покажется. И спину держать прямо! И к бумагам не наклоняться! Правильно будет - бумаги подносить к лицу. А то… Машина подпрыгнет… Хрусть! И прощай шея! Поверьте моему горькому опыту.
          Особенно это важно в ночном ориентировании. Не используйте низкие штурманские лампочки! Это опасно!!! При тряске бумаги издалека не увидишь! Нужно смотреть вблизи. Очень удобны маленькие налобные фонари. И горят долго, и водителю не мешают, и бумаги можно поднести к глазам, не сгибаясь.

    Движение по дистанции.

          Ну вот мы и на дистанции. Втекли в карту. Пережили стартовые ошибки. Нашли взаимопонимание в экипаже. Взяли пару КП, успокоились. И вдруг обнаружилось… Мы в лесу не одни! Кто-то стоит, кто-то едет навстречу, кто-то нас обгоняет, кого-то мы. Как общаться с друзьями соперниками, и нужно ли?
          Все знают, что в определенной ситуации (глубокий снег, глубокие скользкие колеи) встречный разъезд может превратиться в глобальную инженерную операцию. Поэтому таких встреч нужно всячески избегать. Если же они все же возможны (а они возможны всегда!), при движении смотрите по сторонам. Где развилочка, где карманчик, где съезд. Куда можно, в случае чего, сдать задом и разъехаться. Если же все-таки кому-то пришлось ухнуть в целину, не будьте свиньей! Подождите, когда он оттуда вылезет. Ведь он Вас пропускал! В случае чего - помогите!
          Кстати, о помощи. Можете смеяться и не верить, но на собственной шкуре проверено. Стоит отказать кому-то в помощи, и сэкономить минуту, как бог тут же накажет! (Оштрафует). Причем в десятикратном размере. Это может быть и пенек посреди дороги, и соринка в топливной системе, и спущенное колесо, и отказавший GPS, и упавшее дерево, и камень в стекло, и внезапная головная боль. Поистине, бог всесилен. Ведь что такое удача - помощь божья. А неудача - кара божья. Без удачи не выиграть. Хочешь победить - помогай людям. Я всегда так делаю. А кто думает иначе, тот пусть пеняет на себя. К тому же благодарственный коньячок после финиша тоже очень кстати…
          Но вернемся к нашим участникам. Если проблем с проходимостью нет, то встречный разъезд не составляет труда. Лишь бы фары были включены!!! Помните, чем раньше Вас заметят, тем меньше вероятность, что чей-то бампер въедет Вам в кабину.
          Однако, ладно. Разъехались. Едем дальше. Вдруг показались чьи-то задние фонари. Кого-то догоняем. С одной стороны, очень хочется пристроиться за ним и ни о чем не думать. С другой стороны, это я его догнал, а не он меня. Зачем я буду держаться за более слабого соперника? Вперед к победе!
          А вот откуда-то сбоку выскакивает явный фаворит, лидер соревнований и устремляется вперед. Я точно помню, что он стартовал раньше, значит я уже выигрываю у него! Ура!!! Остается только продержаться за ним до конца дистанции, и я победитель! Дудки вам!!! Дистанция (особенно легенда) часто ходит кольцами. И то, что Вы видите соперника перед собой, еще не значит, что Вы едете за ним. Между вами могут быть километры дистанции и несколько КП. И если Вы их не возьмете, самое лучшее, что Вас ждет - это огромная пенализация. Худшее - дисквалификация. Лучше думать своей головой. Оно и надежнее и интересней.
          Однако бывает и иначе. Дело было в Тамбове. Последняя гонка. Боремся за первое место в соревнованиях. Я знаю, что мне нужно выиграть у своего соперника хотя бы одно место. Даже если оно будет предпоследнее. Конец дистанции. Сил нет. В глазах круги. И вдруг он выскакивает откуда-то. Я понял, что я выигрываю у него три минуты. Но последние километры дистанции - асфальт. На своем "Ниссане" он сделает меня, как стоячего. Силы неравны. А для леса он тяжеловат. Значит, на асфальт нам нужно выехать одновременно. Тогда у меня есть шанс. Что я знаю о сопернике. Председатель федерации спортивного ориентирования Тамбова. Для него тут дом родной, ну а мне как первый снег. У него свои спортивные карты, у меня "пачка Беломора". Что делать? Пришлось вцепиться в него, как клещ в собаку. Где он меня таскал - понятия не имею. Наверное, старался оторваться, сбросить. Очнулся я только на шоссе. Ему удалось отыграть только две минуты…Ориентируйтесь в ситуации!
          Однако продолжаем. Взяли еще один КП. Едем дальше. Вдруг подскакивает кто-то и спрашивает: "10-й КП там?". Ну что ответить человеку? Обманывать не хочется. Но и подсказывать сопернику тоже желания нет никакого. Я в таких случаях что-то нечленораздельно мычу в ответ и делаю вид, что ничего не услышал. Так что имейте в виду: если не хотите, чтобы Вас обманули, не задавайте таких вопросов. Причем ложью может быть как положительный ответ, так и отрицательный. С другой стороны, если Вы видите, что человек в отчаянии, ему уже не до результата. Ему бы в лагерь вернуться! Ну помогите уж ему! От Вас не убудет.
          Но чураться других участников нужно не всегда. Иногда получается заключить весьма взаимовыгодный союз. Например "сильный - умный".
          Участвую я как-то в одних соревнованиях. Еду себе. Вдруг смотрю - за мной какой-то УАЗ пристроился. И едет себе спокойненько. Здоровый такой! Я его пропускаю, а он не обгоняет. Я его опять пропускаю, а он опять не обгоняет. На очередном КП его спрашиваю: "А ты чего вперед не едешь?" "А я не знаю куда…" - отвечает. Ладно, - говорю, - давай так: Я тебя по дистанции проведу, а ты меня будешь из болот вытаскивать. Так и ехали дальше. Я его по дороге веду, он меня по болоту тащит. В итоге: у меня хорошее место в своей группе, у него - в своей.

    Отметка на КП.

          Прежде, чем перейти к этому очень важному действию, позвольте немного теории. Все наши действия на дистанции ориентирования делятся на две части:
    1. Движение по перегонам.
    2. Взятие КП.
          Первая часть - это выбор оптимального пути движения от одного КП до другого и движение по этому пути со всеми известными нам приключениями.
          Вторая часть - это когда КП уже недалеко. Никаких вариантов прохождения нет. Нужно только быстро найти КП, отметиться и быстро уйти на следующий перегон.
    Повторяю: быстро!!!
          Для справки: Если на взятии каждого КП Вы потратите лишних 30-40 секунд, а КП на дистанции 15-20, - пьедестала победителя Вам не видать как своих ушей. Да и вообще Вам вряд ли светит место на пьедестале. Как бы хорошо Вы не провели остальную часть дистанции. Поэтому действия по взятию КП должны быть отработаны до автоматизма. Эти действия состоят из трех частей:
    1. Выход на КП.
    2. Отметка КП.
    3. Уход с КП.
          Рассмотрим по частям.
          Выход на КП. Подъезжая к предполагаемому месту расположения КП нужно заранее знать:
    1. Что мы ищем (как выглядит КП).
    2. Где мы ищем (на дереве или отдельно, высота над землей).
    3. Где именно мы ищем (10м к западу от развилки).(см. "Описание КП".).
    4. Как производиться отметка КП.
          Причем поиск КП нужно начинать заранее. Задолго до предполагаемого места нахождения КП.
          А то был случай. Организаторы ошиблись и поставили КП на 300м ближе, чем он нанесен на карте. Если бы я начал глядеть по сторонам раньше, я бы, конечно, его заметил. А потом чего докажешь? - "все в равных условиях".
          Далее. Подъезжая к КП, заранее достать карточку отметки, найти графу, где будет производиться отметка, подготовить все необходимое. Подушку для печати, фотоаппарат, фломастер, распутать веревку и … что там еще требуется по регламенту.
          Кстати. А что если к КП трудно подъехать на автомобиле. Или долго. Нужно заранее узнать: А нужно ли подъезжать к КП на автомобиле? А как быстрее: на авто или бегом? И делайте так - как быстрее! Не ленитесь!
          Выход на КП. Итак, мы видим КП. Быстро подъезжаем или подбегаем, мгновенно (и как можно незаметнее) делаем отметку. И быстро сматываемся. Почему быстро? Во-первых: экономим время. Во-вторых: Ничто не демаскирует КП больше, чем неподвижный автомобиль и суетящийся человек. А мы хотим давать подсказки соперникам? - нет!
          Уход с КП. Итак: отметились и быстро сматываемся… А куда??? А это, друзья мои, нужно было выяснить давным-давно! Еще на дальних подступах к КП, или еще раньше - на перегоне. Еще тогда нужно было выбрать оптимальный вариант движения на следующий КП. И, соответственно, решить - в какую сторону уходить с этого КП. И перед тем, как покинуть автомобиль, штурман должен сказать пилоту: "Дальше едем прямо!". Или налево. Или направо. Или назад. И пока вы будете отмечать КП, пилот будет разворачивать автомобиль. Вот тогда драгоценные секунды не потеряются.
          Вообще, взятие КП - процесс творческий. Однажды в Питере на ночном ориентировании по карте выезжаем мы на поле. А там туман - хоть ложкой черпай. Фары сквозь него не светят. От машины отойдешь - считай потерялся. КП на другой стороне поля на углу леса. Пересекаем поле наугад. Упираемся в лес. И как раз угол леса. "Ура! Вот повезло!" - думаю. Ищу КП - нет. Иду вдоль леса. Через 30м - опять угол леса. КП нет. Потом опять угол. И опять не тот. Блуждаю, как ежик в тумане. Надо что-то делать! Вспоминаю. Когда пересекали поле - проезжали через холм. На нем тумана не было. Туда и двигаем… Смотрим. Очень плохо, но вижу контур леса. А он угластый, как пила (долго бы я там блуждал). И только один угол явно выделяется. Туда нам и надо (наверное). Целимся машиной на КП. Пересекли поле. Проверили... Эх! "Бледнолицый брат опять промахнулся". Возвращаемся на бугор. Сидим, думаем… "Видит око, да зуб неймет". А внизу в тумане машинки ездят… Встречаются, разъезжаются, во все углы тыкаются… Что же мне это напоминает??? Ну конечно!!! Встаю на кочку, беру в руки пульт радиоуправления (портативную рацию), запускаю "свою" машинку. "Вправо, влево, еще влево, тормози! КП у правого колеса".

    Финиш.

          Ну вот и все. На финише никаких секретов нет. Финишируйте, как надо. И постарайтесь не финишировать в последнюю минуту. У судьи часы могут идти не совсем точно (по Вашему мнению). Но он все-равно будет отсекать время по ним. И будет прав! А Вы не спорьте... Не забудьте сдать карточку, узнайте свое финишное время и проследите, чтобы его записали.
          А потом - самое томительное. Ожидание результатов. А пока ждете - вспомните свою дистанцию. Вспомните свои ошибки. Почему они случились. Что нужно было сделать, чтобы их избежать. Где ошибки, а где простое невезение. А может быть невезение - это тоже ваша ошибка…
          Постарайтесь все это учесть в будущем. А если вспомните, что в какой-то момент вам просто повезло - поблагодарите бога…
          И не надо высокомерно говорить, что "если бы не эти две пустячные ошибки, то я бы этого Олегова Романа (имя вымышленное) точно сделал бы".
          А представляете, если бы он избежал своих ошибок…

    Участвуйте в соревнованиях! Дерзайте, боритесь, учитесь! И лучше не на своих ошибках, а на чужих… (Моих, например). И делайте это с удовольствием! А иначе - зачем?

    Я рад, если чем-то вам помог! С уважением, Воробьев Дмитрий.
    (CRAZY SHTURMAN).

     
     
    Rambler's Top100       Каталог Авто Сайтов и Авто Новостей! AutoBN.RU
     
      4X4.NET.RU   Экстремальный портал VVV.RU